Осударева дорога

osudareva-doroga-karta

Загадки «Осударевой дороги»

Путь Петра 1 по лесам и болотам от поморского села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, взяв стоявшую в истоке Невы из Ладоги крепость Нотебург, тем самым обеспечив возврат к Балтийскому побережью после почти столетнего перерыва. Однако условия строительства трассы длиной более чем в 170 верст и преодоление ее пятью батальонами лейб-гвардии, Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами, а также организация волока по ней двух малых фрегатов - «Святого Духа» и «Курьера» в течение всего 8 ходовых дней до сих пор поражают сознание.

8 июня царь совместно с ФА Головиным готовит «Наказ», предписывающий писарю Преображенского полка И.К. Муханову и сержанту М.И. Щепотеву провести, говоря современным языком, зондирование местности для «описи и проведывания ближайшего и способного водяного и сухого пути от Города к Олонцу и к Нову Городу». Разведчикам «со товарищи» наказывалось «наскоро» прознать о возможной трассе и тот «... сухой путь описать с подлинною ж очисткою». Наказ требовал от лейб-гвардейцев выяснить, «... жилыми местами или лесами...» пойдет дорога, «... и на скольких верстах житье от житья в расстоянии, и проезжая ль дорога или глухая».

Петра 1 интересует рельеф местности, и топография, возможность устройства волока «... и те переволоки от урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах ... и не будет ли чрез переволоки каких непроходимых болот и топей и великих грязей». Но особое значение государь придавал., что «... возможно ли тою дорогою без росчистки проехать конным с телегами, и не будет ли где на переправах чрез реки и болота какие остановки за местами».

Предложенный вскоре урядником Ипатом Мухановым вариант водно -сухопутного пути от Усть - Онежского погоста на Белом море до Каргополя, а затем лесами на Вытегру, не соответствовал требованиям петровского плана.

Отказавшись от проекта Преображенского писаря, царь соглашается с версией пути, сформулированной Михайлой Щепотевым. Именно ему, пока одному из малошвестных ближайших исполнителей воли Петра, принадлежит ведущая роль устроителя «Осударевой дороги».

Именем и волей государя М. Щепотев повелевает воеводам и начальным «уездным» людям выслать в Нюхчу и Повенец до двух тысяч крестьянских подвод с «будущей прибавкой». К первым числам июля около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сороки, Сумского Посада, Нюхчи, Усть - Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца были согнаны к месту работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также выговские общинники (старообрядцы) и «работный люд» волостей Выгозерского погоста.

Реально оценивая масштаб проекта, Петр 1 вослед сержанту направляет с дополнительным «Указом» поручика- преображенца Афанасия Головина и адъютанта Михаила Волкова. Статьи указа подтверждали М. Щепотеву полномочия помощников: «... присланы они ... для того же .дорожного устройства, дабы вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена». Вместе с поручиком и адъютантом в район работ был направлен значительный отряд гвардейцев. Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати.

Учитывая сжатые сроки задания М. Щепотев частично использовал ранее существовавшие участки дорог и троп, в том числе нюхоцких солепромышленников, соловецких богомольцев и местных крестьян.

Скорее всего, устройство дороги велось силами двух, возможно, и трех самостоятельных строительно-территориальных участков, двигавшихся навстречу друг другу. Северный, равный 94 верстам, включал строительство пристани на мысе Вардегоры, прокладку трассы вдоль реки Нюхча до Пулозера, наведение мостов через реки Илеменза (Воронья) и Илоза (Сума), рубку просеки до деревни Воммосалма на берегу Выгозера. Южный начинался от Повенца в направлении Волозера, Маткозера и Телекинского озера и завершался обустройством в урочище у реки Южный Выг пункта «Петровский Ям» и строительством понтонных переправ через эту реку и через пропив озера Боброве и Выгозерд. Он составил 80 верст. Дорога строилась не только для провода войск, но, главным образом, для органшации волока посуху двух «новоманерных фрегатов». Собственно, в этом и заключались своеобразие и фантастичность проекта. Размеры фрегатов оказали влияние на строительство «Осударевой дороги»: ширина просеки и полотна волока достигала 3 саженей (6,4 метра) и была связана с необходимостью перемещать корабли с развалом бортов в 5,6 метра, а также с возможностью ставить во «фрунт» упряжь из 4-5 тягловых лошадей.

Возведение собственно трассы волока началось с крупномасштабных работ по заготовке леса, необходимого для сооружений гатей и мостов. Положение осложнилось тем, что порой рубку леса приходилось вести в десятках верст от магистрали волока. Государевы крестьяне вырубали просеки, делали подрезку склонов для полотна дороги на песчаных сельгах, расчищали путь от камней и валунов, готовили гати на болотах - «мхах», устраивали переправы через реки, иногда на «клетках». Задание казалось «невыполнимым, но примерно 7,2 млакубометров грунта было перемещено вручную, с ((использованием только подвод, кирки, лома, лопаты и ворота. В итоге менее чем за месяц «Осударева дорога» была в основном подготовлена.» Известную тебе, Государь, - сообщает М. Щепотев до 5 августа, - ... по Указу твоему послал я для чистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до ВетренноЙ горы 30 верст,- и далее, - ... Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы...». Это известие послужило сигналом для Петра 1, решившегося на уникальную военно - стратегическую акцию.

Инженерная группа под руководством генерала Ламбера в ночь на 17 августа подняла на берег фрегаты, а затем вмонтировала их в «берлины»-деревянные устройства, удерживающие килевые суда вертикально. Эти конструкции были обвязаны канатами, в постромки которых впряглось до сотни лошадей - по четыре в ширину и до десяти рядов колонной - на фрегат, а также сотни крестьян-бурлаков. По мере волока судов под полозья «берливов» мужики попеременно подкладывали бревна-катки Войска и фрегаты начали движение.

Учитывая трудности, возникшие в ходе транспортировки фрегатов, к крестьянам - тяглецам добавились солдаты. Экстремальная ситуация, связанная с физическими нагрузками, питанием и самой организацией перетаскивания судов, вызывала массовые болезни и мор. Работа почти все время в воде, в мокрой одежде, ночевки на сырой земле, холодная для конца августа погода приводила к «унынию», истощению и массовой смертности. Многотысячная экспедиционная группа продвигалась по тайге круглосуточно, независимо от светового дня.

Встав на «Осудареву дорогу» 16.августа, в районе Вардегорского мыса, к Повенецкой пристани, сооруженной на месте селения, принадлежащего Вяжемскому монастырю, армейская группа - а это войска, свита, крестьяне-бурлаки, всего около 15 тысяч человек с артиллерией, - Петр забрал из Архангельска почти все орудия, разные «припасы» - прибыла 26 августа. Таким образом, был осуществлен удивительный эксперимент, не имеющий аналогов в военной практике, - легендарный волок двух боевых судов и транспортировка войск на расстояние более чем 260 километров в течение 7-8 ходовых дней. Учитывая, что Петр 1 с войском на полтора дня задержался в Вожмосалми, средняя цифра суточного хода равняется 23,2 верстам, или 34,6 километрам. Взяв во внимание и то, что волок судов и продвижение обоза шли круглосуточно, полученные данные приближаются к пределу человеческих возможностей. «Осударева дорога» поражает воображение современника Идея пути, соединяющего Онежское озеро и Студеное (Белое) море, была осуществлена еще до прихода сюда новгородцев: первые обитатели края использовали систему рек и озер для передвижения с юга на север.

w_osudareva_goroga.jpg
Осударева дорога
В XI веке беломорские земли стали вовлекаться в круг политических и экономических интересов древнерусского государства. Новгородцы продвигались на Север от Ладоги по Свири в Онежское озеро, а далее одна из главных трасс пролегала через «Повенецкий рядок» (устроенный пришельцами небольшой рынок), реку Повенчанку, озера Маткозеро и Телекино и выходила к Выгозеру. Последний участок пути проходил либо по реке Северный выг к Сорокской губе Гандвика, либо по рекам Илоза (Сума) или Нюхча, впадающим в Онежский залив Белого моря.

Итак, к петровской эпохе древние водно-сухопутные пути, соединяющие Повенец с Поморьем, были достаточно известны, но использовались нерегулярно, в основном общинниками Даниловского монастыря, идущими на Соловки богомольцами и, реже, на отдельных участках, местными жителями. И вот - «Осударева дорога»!

После августовского похода Петра I в 1702 году на протяжении Северной войны дорога действует и зимой, и летом. Но, едва пережив свое второе десятилетие, она забывается и только к концу ХVIII веке, уже со второй попытки, начинает реально выступать в целом ряде проектов.

Но тем не менее, поразительный факт: через несколько десятилетий после легендарного похода этот путь перестают использовать даже местные крестьяне! К середине XVIII века он постепенно приходит в негодность, дорожное полотно зарастает лесом и кустарником, рушатся мосты. Но все же история сохранила отдельные попытки возрождения интереса к трассе и ее эксплуатации.

В 1785 году, по южному участку «Осударевой дороги» от Повенца до Выгозера проехал олонецкий губернатор Г.Р.Державн. В 1797 году проводится широкомасштабная работа по топографическому описанию Повенца. К описанию оказалась подшита записка об «Осударевой дороге».

К середине XIX века разные ведомства России начинают проводить активную изыскательскую деятельность между Онежским озером и Белым морем с целью поиска на местности экономически оправданного «коридора» для новой дороги. Иногда эти работы велись вблизи петровской трассы.

С 70-х годов начинаются работы по прокладке почтового тракта Повенец-Сумский Посад. Дорога сооружается на средства Олонецкого земства, Путь через Масельгу, Телекино и Петровский Ям до Вожмосалми почти совпадает с «Осударевой дорогой». И это не случайно: данный отрезок трассы оказался наиболее «цивилизованным» и издавна использовался богомольцами. Кстати, он совпал и с будущим Беломоро-балтийским каналом.

Настало время вернуть этот удивительный ландшафтный памятник отечественной культуре и истории. Для осуществления такой цели в 1993 году Фонд культуры Республики Карелия и разработчики программы «Осударева дорога» учредили совместный проект поисковой научно - исследовательской экспедиции «Осударева дорога». Проект формулировал задачу обнаружения на местности фрагментов исторической трассы волока с фиксацией и перенесением ее координат на современные топографические карты Кроме того, изучаются документы, иконографический материал, топографические источники, проводится анализ народных преданий и легенд, иных этнографических данных. Делаются попытки соотнести малоизвестное с реальным историко-природным ландшафтом, современными картами и аэрофотосъемкой, а также с результатами научных анализов и экспертиз.

До нашего времени дошли многочисленные предания об «Осударевой дороге». Многие фрагменты фольклорного повествования поразительно точны и информативны. Несомненно, они являются дополнением к письменным источникам. «К Вардегоре подошли из 'Соловков. Пала погода. Судно оставили у Вардегоры: там есть две пристани (они и сейчас заметны, сейчас не подразмыло). Когда погода, то между этыма каменными пристанями тихо: бухта» («Северные предания», подг. НА Криничная, Ленинград, «Наука», 1978).

В Нюхче до сих пор старожилы рассказывают о существовании в этом районе горы, называемой Щепотвной (или Щепотьевой). Местный топоним присвоен этой высоте в память о наказании Петром 1 строителя «Осударевой дороги». Впервые легенда об этой горе была записана и опубликована в середине XIX столетия. «... У нас тут по дороге-то по этой место за примету, верстах в 16 отсюда (от Нюхчи) зовется гора Щепотина - и вот почему. Щепотин этот изобидел чем-то царского кормщика Антипа Панова: щипал его, слышь, все сзади; посмеивался. В обиду, знать, показалось, что тот об руку с царем идет на Щепотином месте. Панов изобиделся. Царь успокаивал было его, мирил обоих. Панов на своем стоял: требовал закону и челобитную подал. Царь принял и решил Щепотина высечь. И высекли его подле этой горы, что сейчас зовется Щепотиной». Несколько иные версии были записаны в 1964 г. в Нюхче А.А Алавой: «А на Щепотевой горе Петр 1 казнил Щепотева за допущенную несправедливость к солдатам»,- записано от И.Я. Швецова. По версии В.Ф. Клюхина, «Петр 1 казнил Щепотева за то, что он отказался идти дальше». Есть и иные варианты преданий.

Многие очевидцы, бывавшие на отдельных участках «Осударевой дороги» в XIX веке, часто свидетельствовали о сохранности трассы. Ф.Г. Поташев говорит, что после Коросозера: «.,. затем волоком версть тридцать шел диким таким лесом и опять же по мосту (по настилке). В лесу-то этом и доселева еще полосу, просеку такую, сажени в 3 ширину, заприметишь, хоть мосты и заросли травой шибко». Об этом же сообщает и В. Майков: «Точно и природа не хочет дать заглохнуть остаткам великого труда Петрова: в иных местах достаточно 80 - 100 лет, чтобы всякая заросль обратилась в строевой лес, а тут, несмотря на то, что со времени нюхоцкого похода прошло целых 175 лет, Петрова просека видна и до сих пор и гигантский след великого царя не зарастает и доныне.

Разведочные археологические работы позволили детально изучить конструктивные особенности этого инженерно-технического сооружения. Вообще участники экспедиции «Осударева дорога» нашли и раскрыли около десяти фрагментов Петровского волока...».

Предпринимается попытка осуществить историческую реконструкцию одного из малоинформативных, но столь значимых эпизодов начала ХVIII столетия. Приходится проводить своеобразную дешифровку исторического факта, сыгравшего удивительную роль в истории и культуре России.